В структуре функциональной грамотности выделяются читательская, математическая и естественно-научная составляющие как универсальный компонент, формирующий основу для социальной и профессиональной адаптации личности.К общим компетенциям, оказывающим влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, относят:
•понимание текста;
•умение обобщать полученную информацию;
•умение выделять важное для решения задачи;
•умение перевести информацию в необходимый формат;
•умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.
Существуют 2 типа заданий:
Закрытого типа и открытого типа.
Выполняли задания в группах. Составляли задания формирующего типа.
Составление формирующих заданий при работе с текстом в рамках естественнонаучной грамотности.
В соответствии с этими компетентностями выделяют три типа заданий. Эти типы, в принципе, можно подвести под рубрики, названия которых формируются на доступном школьникам языке и содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика. Первая рубрика «Как узнать?» — задания на применение методов познания. Вторая рубрика «Попробуй объяснить» — задания на объяснение явлений и фактов. Третья группа «Сделай вывод» — задания на формирование умений формулировать вывод на основе имеющихся данных.
Эти задания нацелены на проверку умений, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам. Это поможет учителю оценить и развить у учащихся умения использовать полученные знания на практике, нестандартно, творчески подходить к решению задач практического, прикладного характера, т.е. определить степень сформированности естественнонаучной компетентности.