Актуальность данного вопроса обусловлена анализом впр по окружающему миру, который выявил недостаточную сформированность умений младших школьников, связанных с наблюдением, как способом познания окружающего мира.
Чаще всего дети в начальной школе на занятиях по окружающему миру проводят наблюдения за природными явлениями. Сейчас авторы программ обязательно включают различные виды наблюдений, подробно описывая требования к ним и методику. Наиболее часто встречаются наблюдения за погодой, сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Детей необходимо учить наблюдать. Для этого важно, чтобы учащиеся усвоили этапы организации наблюдения:
1. Выбор объекта или процесса, за которым необходимо наблюдать.
2. Постановка цели наблюдения.
3. Определения времени наблюдения.
4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения.
5.Формулирование выводов по результатам наблюдения.
Поэтому на уроках окружающего мира учитель планирует сенсорную деятельность обучающихся, которая включает активные способы познания.
В заключении посмотрели фрагмент урока окружающего мира в 1 классе «Осенние изменения в природе. Наблюдение за осенними листьями».
Правильно организованное наблюдение является средством формирования естественно- научной грамотности объяснять природные явления, что позволяет развивать у младших школьников умение применять свои знания.