МБОУ "Черлакская СОШ №2"
р.п. Черлак, Черлакский район, Омская область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Предметно-развивающая среда – система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагогический коллектив МБОУ «Черлакская СОШ 2» уделяет огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов. Предметная среда МБОУ «Черлакская СОШ 2» обеспечивает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное способствует развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги МБОУ «Черлакская СОШ 2» моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
    Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды в МБОУ «Черлакская СОШ 2» учитываются:
    •    закономерности психического развития каждого обучающегося;
    •    показатели здоровья обучающихся;
    •    психолого-физиологические особенности;
    •    уровень общего развития;
    •    коммуникативные особенности и речевое развитие;
    •    эмоциональное благополучие.

    В соответствии с требованиями ФГОС по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ «Черлакская СОШ 2» способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребёнка, с учётом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    ЕСЛИ РЕБЁНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ НЕ МОЖЕТ…

    Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.
    В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразо-вания осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Также ч. 3 ст. 34 Федерального закона предусматривает то, что лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно.
    Таким образом, освоение образовательных программ общего образования в форме семейного образования данным Федеральным законом допускается, однако ка-ких-либо государственных гарантий по финансированию данной формы образования не предусматривается. Установлена лишь бесплатность прохождения экстерном промежу-точной и государственной итоговой аттестации.
    Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
    Следовательно, обучение на дому за счёт средств соответствующего бюджета возможно для ребёнка лишь в том случае, если есть заключение медицинской организации.


    РЕБЁНОК-ПЕРВОКЛАССНИК ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСВАИВАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОБСЛЕДОВАТЬ РЕБЁНКА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

    Если проблема с обучением ребёнка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).
    Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 63 Семейного кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с инте-ресами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Действующим законодательством предусмотрена семейно-правовая, адми-нистративная и даже уголовная ответственность родителей в случае ущемления прав и законных интересов детей.
    Право на образование в Российской Федерации – одно из неотъемлемых конституционных прав граждан, само же образование рассматривается законом, прежде всего, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Поэтому ненадлежащее поведение родителей, обязанных заботиться об обеспечении прав ребёнка в области образо-вания можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ).
    В содержании обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребёнком, представить психолого-педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые образовательной организацией. Органы по защите прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение по существу и дать образовательной организации ответ в те-чение месяца.

    МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫ-МИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРИЧИНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?

    Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относи-тельно проведения промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возмож-ностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утвер-ждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к про-межуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
    Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте обучающегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.
    В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свиде-тельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

    СКОЛЬКО РАЗ МОЖНО ОСТАВИТЬ РЕБЁНКА НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ?

    Частью 9 статьи 58 Федерального закона устанавливается следующая норма. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в со-ответствии с рекомендациями территориальной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители (законные представители). По-этому образовательная организация не вправе в любом случае сделать такой выбор за родителей (законных представителей).
    Однако надо иметь в виду, что согласно семейному законодательству (ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (законных представителей).
    Согласно ч. 2 и 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (законных представителей). Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые ме-ры по защите прав и законных интересов ребёнка.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    С учётом образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в МБОУ «Черлакская СОШ 2» обеспечены комфортные условия пребывания:
    Средства обучения и воспитания:
    Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебнонаглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности    

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie